Система налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя может быть усовершенствована

Соответствующий законопроект прошел первое чтение. В частности, для организаций - участников СЭЗ предусматривается возможность применять пониженные ставки налога на прибыль организаций только в отношении прибыли, полученной при реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ. При этом установлена обязанность ведения налогоплательщиком раздельного учета осуществляемых операций по каждому из реализуемых инвестиционных проектов на территории СЭЗ
Здание Государственной Думы

Кроме того, законодательным органам Республики Крым и города федерального значения Севастополя предоставляется возможность дифференциации налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в зависимости от вида осуществляемой деятельности на территории свободной экономической зоны (СЭЗ). 

В настоящее время пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций применяются ко всей прибыли, полученной от всех видов деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ. При этом не принимается во внимание финансовый результат от реализации инвестиционного проекта, предусмотренного договором об условиях деятельности в СЭЗ. 

Законопроект затрагивает и страховые взносы. Так, предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6%, установленных для участников СЭЗ, только к выплатам и другим вознаграждениям, которые начисляются в пользу физлиц, занятых в осуществлении инвестиционного проекта на территории СЭЗ.

Таким образом, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ не сможет применяться к деятельности филиалов юрлиц — участников СЭЗ, находящихся за ее пределами. Также не будет применяться к деятельности участников СЭЗ, осуществляемой внутри зоны, но не связанной с реализацией инвестиционного проекта. И соответственно, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией — участником СЭЗ в пользу физлиц, осуществляющих такие же виды деятельности за пределами зоны через обособленные подразделения, или внутри СЭЗ, но не в связи с реализацией инвестиционного проекта, пониженные тарифы не будут применяться.

Также законопроектом определен порядок восстановления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога, а также сумм страховых взносов участником СЭЗ в случае его исключения из единого реестра участников свободной экономической зоны.

Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров Российской Федерации.

Свободная экономическая зона была создана в соответствии с ФЗ от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЭ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».