В ГД внесен законопроект, вводящий новую модель конкуренции в сфере пассажирских железнодорожных перевозок

Правительственная инициатива предусматривает в качестве основного механизма организации перевозок проведение конкурсов на право заключения организационного договора
Зал пленарных заседаний
Зал пленарных заседаний

Документ нацелен на формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом во всех видах сообщения (дальнее, пригородное) – модель конкуренции «за маршрут». Эта модель предусматривает конкуренцию перевозчиков на этапе конкурса. Отмечается, что такой механизм преобладает в мировой практике и доказал свою эффективность. Ожидается, что внедрение такой модели обеспечит использование конкурсов на право заключения организационного договора в качестве основного механизма организации перевозок.

Кроме того, одной из задач документа является дерегулирование пассажирских перевозок, в отношении которых не заключаются организационные договоры. Одной из мер такого дерегулирования является переход к рыночным механизмам ценообразования на основе конкуренции перевозчиков при обеспечении их равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта.

С экономической точки зрения новая система регулирования позволит сокращать не только размер субсидий на организацию перевозок по итогам конкурса, но и оптимизировать расходы на саму систему управления за счет сокращения дублирующих функций, их консолидации, стандартизации и автоматизации.

Реализация основ законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации регулярных пассажирских перевозок, когда государство будет заключать организационный договор на определенных условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.

Положительными сторонами предлагаемой модели регулирования являются:

  • долгосрочность регулирования;
  • гармонизация системы тарификации с отраслевой политикой (тарифы и параметры субсидирования устанавливаются с учетом параметров транспортного заказа);
  • сокращение субсидий за счет сбалансированной организации лотов, исключения рисков дублирования на параллельных маршрутах, а также возможности снижения их потребного размера в результате конкурса;
  • определение механизмов финансового обеспечения инвестиционных программ на долгосрочный период в соответствии с организационным договором;
  • применение единых подходов к регулированию в субъектах РФ.

Законопроектом предусмотрено заключение организационного договора, закрепляющего взаимные обязательства по организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования. 

При этом организационный договор заключается не для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а ради осуществления в период его действия перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования.

Организационный договор предусматривает определение долгосрочных параметров организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования за счет формирования требований и условий выполнения обязательств сторон договора на срок не менее 15 лет. Это вызвано, прежде всего, необходимостью планирования транспортного обслуживания населения на долгосрочный период и осуществления бесперебойного пассажирского сообщения на выбранных маршрутах во взаимодействии с другими видами транспорта, увязки цикла организационного договора с периодом долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации, а также формирования долгосрочных инвестиционных программ перевозчика по приобретению, эксплуатации и обслуживанию пассажирского подвижного состава.

Посредством заключения организационного договора обеспечивается гармонизация тарифной политики и механизмов субсидирования пассажирских перевозок с отраслевой транспортной политикой.

Среди основных задач законопроекта – определение прав и обязанностей перевозчика и органов государственной власти.

По мнению авторов инициативы, систематизация и упорядочение требований к данному виду транспортной деятельности, четкое разделение полномочий между Российской Федерацией и регионами должно способствовать созданию прозрачной системы государственного регулирования этого вида перевозок.

Как сообщается в пояснительной записке, закрепление новых подходов к организации пассажирских перевозок позволит перейти к новой системе взаимоотношений между государством и участниками рынка перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, которая сможет функционировать независимо от состояния рынка, а также позволит более эффективно решать социальные задачи в сфере повышения уровня подвижности населения, качества предоставляемых услуг.

Законопроект рассмотрен и поддержан субъектами Российской Федерации. Получены положительные отзывы от 41 субъекта РФ, а также Полномочного Представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение функций органов исполнительной власти.

В первый год планового периода объем финансирования реализации проекта акта в размере 45,2 млн руб. будет обеспечен в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований.

Начиная со второго года планового периода, финансовое обеспечение в размере 37,5 млн руб. ежегодно будет осуществляться за счет перераспределения бюджетных средств, связанного с сокращением функций федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении перевозок, осуществляемых в рамках организационных договоров.