Документ нацелен на формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом во всех видах сообщения (дальнее, пригородное) – модель конкуренции «за маршрут». Эта модель предусматривает конкуренцию перевозчиков на этапе конкурса. Отмечается, что такой механизм преобладает в мировой практике и доказал свою эффективность. Ожидается, что внедрение такой модели обеспечит использование конкурсов на право заключения организационного договора в качестве основного механизма организации перевозок.
Кроме того, одной из задач документа является дерегулирование пассажирских перевозок, в отношении которых не заключаются организационные договоры. Одной из мер такого дерегулирования является переход к рыночным механизмам ценообразования на основе конкуренции перевозчиков при обеспечении их равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
С экономической точки зрения новая система регулирования позволит сокращать не только размер субсидий на организацию перевозок по итогам конкурса, но и оптимизировать расходы на саму систему управления за счет сокращения дублирующих функций, их консолидации, стандартизации и автоматизации.
Реализация основ законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации регулярных пассажирских перевозок, когда государство будет заключать организационный договор на определенных условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.
Положительными сторонами предлагаемой модели регулирования являются:
- долгосрочность регулирования;
- гармонизация системы тарификации с отраслевой политикой
(тарифы и параметры субсидирования устанавливаются с учетом параметров транспортного
заказа);
- сокращение субсидий за счет сбалансированной организации
лотов, исключения рисков дублирования на параллельных маршрутах, а также возможности
снижения их потребного размера в результате конкурса;
- определение механизмов финансового обеспечения
инвестиционных программ на долгосрочный период в соответствии с организационным
договором;
- применение единых подходов к регулированию в субъектах РФ.
Законопроектом предусмотрено заключение организационного договора, закрепляющего взаимные обязательства по организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования.
При этом организационный договор заключается не для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а ради осуществления в период его действия перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования.
Организационный договор предусматривает определение долгосрочных параметров организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования за счет формирования требований и условий выполнения обязательств сторон договора на срок не менее 15 лет. Это вызвано, прежде всего, необходимостью планирования транспортного обслуживания населения на долгосрочный период и осуществления бесперебойного пассажирского сообщения на выбранных маршрутах во взаимодействии с другими видами транспорта, увязки цикла организационного договора с периодом долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации, а также формирования долгосрочных инвестиционных программ перевозчика по приобретению, эксплуатации и обслуживанию пассажирского подвижного состава.
Посредством заключения организационного договора обеспечивается гармонизация тарифной политики и механизмов субсидирования пассажирских перевозок с отраслевой транспортной политикой.
Среди основных задач законопроекта – определение прав и обязанностей перевозчика и органов государственной власти.
По мнению авторов инициативы, систематизация и упорядочение требований к данному виду транспортной деятельности, четкое разделение полномочий между Российской Федерацией и регионами должно способствовать созданию прозрачной системы государственного регулирования этого вида перевозок.
Как сообщается в пояснительной записке, закрепление новых подходов к организации пассажирских перевозок позволит перейти к новой системе взаимоотношений между государством и участниками рынка перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, которая сможет функционировать независимо от состояния рынка, а также позволит более эффективно решать социальные задачи в сфере повышения уровня подвижности населения, качества предоставляемых услуг.
Законопроект рассмотрен и поддержан субъектами Российской Федерации. Получены положительные отзывы от 41 субъекта РФ, а также Полномочного Представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение функций органов исполнительной власти.
В первый год планового периода объем финансирования реализации проекта акта в размере 45,2 млн руб. будет обеспечен в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований.
Начиная со второго года планового периода, финансовое обеспечение в размере 37,5 млн руб. ежегодно будет осуществляться за счет перераспределения бюджетных средств, связанного с сокращением функций федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении перевозок, осуществляемых в рамках организационных договоров.